Артём Жданов

[интервью с экспертом]
8 лет назад Артём Жданов проехал автостопом через весь Китай, а сегодня на самолёте прилетел с китайского Юга на Север, чтобы выполнить срочный госзаказ. Сквозь часовые пояса и разности культур – интервью о Поднебесной и об интересном пути предпринимателя в Китае. Узнаете, почему майнинг переносят из Китая в Россию. Как китайцы могут облажаться. Как создать крупнейший новостной сайт о Китае на русском языке и запустить собственный бренд на весь мир? Как побывать на Кантонской выставке, узнать всё о бизнесе и производстве в Китае всего за 10 дней?

Артём Жданов

Китаист-международник по образованию с 10-летним стажем, директор по маркетингу и совладелец консалтинговой компании UCHINA, основатель и главный редактор крупнейшего новостного портала о Китае на русском языке www.ekd.me

Владеет русским, английским и китайским языками. Эксперт техно-тура в Китай 2018.
Когда я впервые приехал в Китай, культурного шока не было. Я увидел то, о чем читал, почти все совпало. Но кое-что всё же произошло — меня не понимали и я никого не понимал, хотя к тому моменту учил китайский уже два года. Учебники — это одно, а живая китайская речь — совсем другое. Китайский без Китая выучить нереально.
#ТРЕНДЫ_В_КИТАЕ
№1 – это защита окружающей среды. У Китая с экологией большие проблемы, поэтому они делают всё, чтобы это исправить.

№2 – Робототехника. На это делается очень большая ставка.

№3 – Искусственный интеллект. В правительстве говорят, что к 2030 году это будет одним из основных кластеров китайской экономики, который проникнет во все сферы.

ЭТО КИТАЙ, ДЕТКА!
Мой паблик в Вконтакте «Это Китай, детка» (сегодня сайт EKD.ME) появился 8 лет назад. Я мониторил, добавлял новости про Китай, делал мемы для тех, кто учит китайский и сам не заметил, как подписчиков стало очень много: 10 тысяч, потом до 20 тысяч, но когда стало 30 тысяч, подумал о сайте. Тогда это было хобби. Сегодня это бренд, под которым многие хотят писать, денег на каких-то крутых китаистов-журналистов не тратим, а выращиваем людей сами, берем молодых талантливых студентов и выпускников и предлагаем развиваться в этом направлении. Пока довольно успешно, пятеро человек пишут отлично.
ЕСТЬ В КИТАЕ, НО НЕТ В РОССИИ
  • Перевод денег через мессенджер WeChat. Удобно в ресторанах с друзьями, когда нужно перекинуть деньги со счета на счет. Даже попрошайки ходят с QR-кодами.
  • Бешеные темпы: все очень быстро развивается, строятся небоскребы, новые ветки метро. Это делается без лишнего пафоса. В Москве, например, откроют пару новых станций и по всем новостям рассказывают. В Китае ежегодно молча сдают десятки новых веток метро по всей стране.
  • В Китае часто удобнее передвигаться высокоскоростными поездами, чем самолетами, расстояние 3500 км можно проехать за 8 часов. Этого точно нет в России. Большая транспортная революция!
ПУТЬ В МАРКЕТИНГ
Ещё будучи в России, я подрабатывал закупкой оборудования из Китая и понимал, что хочу там жить и работать. Переехав в Китай, сначала работал помощником директора по продажам кожевенной фабрики, которая поставляла из России кожу в Китай. Директор совсем не знал китайский язык и местную культуру, поэтому я помогал, как внутри офиса фабрики, так и на переговорах. Поэтому изнутри знаю, как строится фабричная работа и живут обычные работяги.
Был опыт работы в русской консалтинговой компании, где я отвечал за интернет-маркетинг. Уходя из неё, я решил, что если и вернусь в офис, то он будет либо моим, либо очень крупной компании с хорошей должностью. В настоящий момент меня постоянно пытаются хантить крупнейшие компании, такие как Alibaba или Xiaomi.
Сейчас заказы из России растут, много новых людей, которые только-только открывают Китай.
ВСТРЕЧА С ПАРТНЕРАМИ
На момент встречи с будущими партнерами по бизнесу у меня уже был сайт EKD.ME, и я работал с некоторыми клиентами по сопровождению сделок и отгрузкой товаров из Китая. Те деньги, которые я зарабатывал, инвестировал в сайт и в себя. Но пришел кризис, все подорожало, многие клиенты отвалились, и надо было что-то делать.
С моими партнерами Сергеем и Никитой на тот момент я уже был знаком. Как-то раз мы встретились за чашкой кофе, узнать, у кого как дела, а дела у каждого шли не очень хорошо. Подумали, что вместе будет легче выживать, договорились, объединились, создали компанию UCHINA и начали работать. Сейчас в нашей команде 15 человек по всему миру. Мы делаем ставку на рынок США, а также на наше медийное присутствие с помощью EKD.ME.
#ПРО_ДЕНЬГИ
  • Наша компания получает процент от поставки, но минимум 800 долларов. В среднем зарабатываем 5-10% в зависимости от заказа. Когда миллионный заказ, то, конечно, пересматриваем ставки, всё разумно. Также есть другие проекты по выходу на китайский рынок, где мы договариваемся индивидуально.
  • На Юге Китая минимальная зарплата рабочего на фабрике 3000 юаней в месяц. Это около 450 долларов (~25 500 руб.). Официанты получают не меньше, это самый-самый минимум.
Учите китайский, и вы точно не пропадете.
Я сейчас расслабился, много работы по переговорам на китайском доверяю нашим русским менеджерам, а сам с клиентами и партнерами общаюсь на русском и английском. Но я живу в Китае, поэтому все равно каждый день использую китайский, иногда думаю и даже сам с собой ругаюсь по-китайски.
САМОЕ ПОПУЛЯРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – МАЙНЕРЫ
В Китае покупают и производят всё что угодно! Есть компании, которые работают только по направлению новинок или те, кто заказывает только стройматериалы. Последние полгода самое популярное направление – майнеры, а UCHINA помогает покупать майнинговое оборудование. Кстати, стабфонд нашей компании тоже частично в криптовалюте: в биткоинах, эфире, Ripple и нескольких мелких монетах.
Технологически Китаю альтернатив нет.
Люди самостоятельно начинают подсматривать тренды в Китае, приезжают, например, на Кантонскую выставку и видят то, чего в России нет. Это очень старая выставка, она существует еще со времен Мао Цзэдуна. Это одна из крупнейших выставок в мире!

Кстати, в техно-туре в Китай мы посетим первый, самый популярный, её этап, посвященный оборудованию, машиностроению, электронике. Вообще, Кантонская выставка состоит из трёх этапов и длится три недели. На ней вы увидите, что Китай может предложить миру, и сориентируетесь в ценах.
Перейти на сайт техно-тура 2018
#CВОЙ_БРЕНД
LaowaiMe – бренд, придуманный и запущенный UCHINA на мировой рынок. Это товары для тех, кто интересуется Китаем или живет здесь, а таких уже миллионы. Каждый наш товар несет в себе небольшую историю с рассказом о культуре Поднебесной. Например, в наборе есть кружка, на которой написано по-китайски «Пей больше воды», и к ней прилагается описание, почему китайцы так часто говорят эту фразу. Продаем мы это все через интернет на площадках Taobao, Amazon и AliExpress.
Технологически Китаю альтернатив нет. Я даже не знаю, где ещё так настроено производство, как в Китае - быстро, относительно дешево и качественно. Если в России надо много инвестировать в такое производство, то в Китае уже всё есть.

5 ПРИЧИН ЕХАТЬ В ТЕХНО-ТУР В КИТАЙ с 14 по 24 апреля 2018 г.
1. Путешествие
Я всем рекомендую путешествовать по Китаю, потому что это вторая экономика в мире, Китай - это стоящая для путешествий страна, со своей природной красотой, удивительным ландшафтом. Просто другая планета, другой мир!

2. Максимум бизнес—пользы
Если вы хотите посетить Кантонскую выставку, посмотреть фабрики, компании мировых уровней, то других альтернатив просто нет. Например, компания DJI, которую я люблю приводить в пример, — это полностью китайская компания, мировой лидер и новатор в сфере дронов. Есть на что посмотреть и чему поучиться.

3. Инвестиции
Для инвесторов и стартаперов, чтобы посетить акселераторы, например, HAX, где работают иностранцы-изобретатели со всего мира, а русских почему-то нет. Собственники говорят, что русские не пишут, не знают, что есть возможности получить инвестиции, и, главное — мечту всех разработчиков – чипы и элементы на крупнейшем электронном рынке на этой же улице города Шэнчьжэнь. Попросту, можно иметь идею в голове и чертеж на салфетке, а в инкубаторе-акселераторе помогут довести идею до прототипа, найти инвестора и запустить серийное производство.

4. Работа на экспорт
Изучить китайский рынок изнутри, проконсультироваться с экспертами, чтобы предложить Китаю собственный продукт или услугу.

5. Гастрономический опыт
Китай – это совершенно неповторимая кухня. Вы попробуете вкусные и свежие морепродукты, узнаете, что такое Сычуаньский самовар, почему китайцы пьют горячую воду и не начинают бизнес без совместного обеда.
Во время Комбат-тура в Китай, февраль 2017
#ТАБУ
Есть три Т: Тайвань, Тибет, Тяньаньмэнь. Тайвань – это другая страна, а китайцы считают её частью своей территории, та же ситуация с Тибетом. А Тяньаньмэнь - это события 1989 года, когда танками подавили протестующих, такая запретная тема, что даже не найти в китайских поисковиках.
#ПРИВЫЧКА
Я стал пить горячую воду. Китайцы постоянно пьют горячую воду. Даже летом в ресторанах приносят горячую воду. Они считают, что горячая вода очищает, помогает, уравновешивает инь-янь.
#СТАРТАП_МАЙНИНГ
В российские стартапы китайцы не вкладывают, недвижимость не скупают. Все разговоры об инвестициях в экономику России чаще всего сводятся к засеванию полей соей для Китая. Говорят о том, что в России всё очень бюрократизировано. Но, к примеру, вопрос с майнерами актуален. Так как китайцев стали «прижимать», они ищут места, где не жарко и дешевая электроэнергия. Россия в этом плане подходит. Но китайцы боятся чиновников и российское законодательство.
#КНИГИ
  • Ильф и Петров «12 стульев и Золотой теленок», Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети», Герберт Уэллс «Остров доктора Мора».
  • Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк». Название говорит само за себя - к бизнесу надо относиться, как к фанку.
  • Пол Мидлер «Плохо сделано в Китае» для тех, кто хочет вести бизнес в Китае, полезно было бы почитать. В Китае вообще происходит много забавных историй. Вроде всё идет классно, а потом может внезапно возникнуть какая-то ерунда. Например, история с автобусом, которая случилась в Комбат-туре с Максимом Батыревым:
Мы обратились в проверенную транспортную компанию, которая предоставляет автобусы. Накануне позвонили и сказали, что автобус должен быть чистым. Водитель, видимо, так готовился к важной делегации из России, что не только в салоне убрал, но и решил надраить до блеска черные кожаные сидения. И это никто не контролировал – человеческий фактор. Он, конечно, хотел как лучше, то есть за свои деньги купил губку для кожи, но, как я предполагаю, купил не прозрачную, а черную губку для обуви, и натер ею все сидения. Тем, у кого была светлая одежда, слегка не повезло.
Артём Жданов и UCHINA с лидером Комбат-тура в Китай 2017 Максимом Батыревым
#БЕЗ_ОБМАНА
1. Грамотно составить договор с китайцами, вплоть до всех мелочей.

2. Контролировать на каждом этапе. Иногда для этого нужно открыть представительство в Китае или найти надежных партнеров.


Случай из практики: у нас есть клиент, который производит здесь очень дорогие ножи, наш менеджер ездит на фабрику и проверяет каждый нож, проводит визуальный осмотр, тестирует на бумаге и отсекает брак.
#PUTIN_ONE_LOVE
Китайцы в этом плане похожи на русских и любят сильных правителей. Часто в пример приводят, как Путин взял и вернул Крым, что Путин не боится Америки. Китайцы любят его прямолинейность, а китайские девушки считают его симпатичным.
#BIHAG
Своей целью я вижу развеивание мифов и стереотипов о Китае. Мне кажется, мы делаем большое дело в рамках улучшения российско-китайских отношений. EKD.ME играет важную информационную роль, мы знакомим людей с настоящим Китаем, показываем, что можно с ними работать и что китайцы делают свою работу качественно. А благодаря бренду LaowaiMe мы продвигаем культуру Китая в массы, сближая с остальным миром.
#О_ГЛАВНОМ
Это будет звучать банально, но нужно делать то, что нравится. И все будет получаться. Я всегда так делаю. И еще не обманывать себя.
Беседовала Юлия Сологубова.

Вы можете стать героем интервью!
Пишите нам на почтовый адрес pr@kombat-tour.ru

больше о предстоящих комбат-турах,
смотрите в каталоге