Вместе с компанией UCHINA мы посетили китайскую фабрику по производству обуви, директор которой – русский предприниматель Алексей. Фабрика занимается производством ортопедической обуви таких брендов, как Капика, Антилопа, Витачи для России, а также продвижением собственного бренда Сэвентин – детской ортопедической обуви для Китая. Первое впечатление от фабрики, признаться, было противоречивым. Пыльный цех с маслянистыми машинками, несколько китайцев за станками в будний день (следствие Нового года), офисное помещение, в котором хаотично разложены десятки разнообразных моделей обуви и директор компании, который скромно начинает рассказ о том, что это за объект.
Алексей пять лет занимается обувным бизнесом в Китае. Были мысли открыть фабрику в России, но не позволили строгие налоги и «тотальный контроль». В Китае с этим намного проще. Официально фирма оформлена на китайца, в ней работают несколько человек, налоги мизерные и государство не стремится уличить в обмане мелких предпринимателей. Главное, что люди при деле, и в стране меньше безработных (а это проблема государственного масштаба). Проверки случаются раз в вечность, да и то лишь вследствие экстренных ситуаций, например, отравления работников соседних фабрик из-за неправильной техники безопасности. Алексей не боится, в этой части в его помещении всё соответствует нормам. Мы отметили, что на выходе получается очень качественная обувь, в производстве которой используются дорогая аргентинская кожа, функциональные и красивые детали-аксессуары, качественный клей и расходные материалы, тайваньские машинки. За пять лет фабрика увеличилась с 400 кв.м. до 2400 кв.м, и мы как раз застали процесс переезда на новое место с большим цехом и складом.
В Китае огромная конкуренция, как удается выживать и развиваться? Все просто, Алексей – сторонник высокого качества и знает цену своим товарам. На этих столпах и держится производство, а из России – очередь из контейнеров за товаром. Поставляют детскую и подростковую обувь на нашу Родину, и стоит она около 3-3,5 тысяч рублей. Работники также вольны зарабатывать столько, сколько могут. Есть регламентированный восьмичасовой рабочий день, а все переработки – это дополнительная финансовая мотивация. Вот и получается, что в среднем активный работник может получить зарплату 600-700 долларов, что является прожиточным минимумом в Китае и, в общем-то, выше средней зарплаты во многих российских городах. Кстати, помогает договариваться с китайскими работниками жена Алексея – милая и хрупкая девушка, которая в нужный момент всегда рядом. Новые сотрудники обучаются по принципу «мокрой обезьяны» - у бывалых. В компании Алексея это уже твёрдо сформировавшийся корпоративный дух.
Через час пребывания на фабрике от первого противоречивого впечатления не осталось и следа, особенно после того, как заиграла музыка «Если с другом вышел в путь…», звонок на мобильном телефоне Алексея. За серой маской старого-нового помещения скрылся глубокий, качественный, продуманный бизнес, дающий благо не только собственнику, но и людям в виде удобной, правильной, качественной и доступной обуви, рабочих мест с достойной заработной платой. Кстати, русская стопа отличается от китайской. Мы не влезем в китайскую обувь, уж очень она узкая, проверяли, знаем. Бизнес Алексея считается мелким, мы же отправились на крупную государственную компанию, которая является лидером индустрии LED-освещения не только в Китае, но и в мире.