Так было во все времена, во всех поколениях? Сейчас существенна ли разница в коммуникациях людей старшего возраста друг с другом и молодёжи, допустим, тех же самых зуммеров?
Разница, однозначно, есть. У детей, рождённых в конце девяностых и в двухтысячные годы, всё прекрасно и легко. Никаких потрясений не было, войны не было. Можно говорить, что хочешь. Понятно, что у них мировоззрение и язык, на котором они общаются, совершенно другие. Люди старших поколений, особенно те, кому за 50, – это совершенно другие люди, сложные, прошедшие через развал страны. Молодежь, конечно, легче идет на контакт, у нее всё проще.
Т.е. у этого поколения есть возможность сформировать культуру коммуникации в России?
Хороший вопрос. Скорее всего, такой шанс есть.
Чтобы сформировать такую культуру, нужно знать, какие темы лучше не затрагивать при общении. О чем нельзя говорить с незнакомцами?
Лучше не говорить про политику, религию, секс (желания и предпочтения), пищеварение (вегетарианец или нет) и семью (есть дети или нет). Мы смотрим на человека первые пять секунд и уже всё про него понимаем. В следующие десять минут мы либо подтверждаем свою точку зрения, либо понимаем, что не правы. Поэтому первое впечатление – это не про слова, это про состояние, про язык тела. За это время мы даже в принципе не успеваем ничего сказать, зато очень сильно передаём своё состояние другому человеку.
О чём тогда можно говорить, чтобы культурно, без перехода личных границ, завести знакомство? Про погоду?
Нет, про погоду – это английская культура. У нас начнёшь говорить про погоду – подумают, что дурачок. Вообще суть small talk – в том, чтобы говорить про то, что происходит вокруг в данный момент. У нас с вами, например, сейчас интервью, мы можем обсудить свет, который падает на лицо, звук, наше с вами настроение. Было бы странным, если бы люди, например, на автобусной остановке стали бы говорить: «Вы не находите, что в «Финансисте» Теодора Драйзера очень странная структура изложения?» Но это не происходит в моменте, это уже было в голове говорящего. А надо говорить о том, что происходит здесь и сейчас.
Можно говорить про семиотику – т.е. про всё, что касается предметов, в частности предметов одежды, элементов стиля. Если у человека интересная брошь, очки, блокнот, то можно затронуть эту тему. Ведь каждый предмет – это образ, который о многом говорит. Например, у моей профессии два символа: маска и солнце. У меня есть целая коллекция брошей в виде маски, которые я ношу, ведь маска – это символ творчества, актёрского мастерства. Есть люди, которые не понимают смысла таких предметов, поэтому происходит своеобразный отсев. А солнце – это сцена, соляр. Каждый выступающий человек – это солнце, он должен светить и согревать людей.