Сложно ли быть отечественным производителем? Ты используешь отечественные ткани, фурнитуру, трудовые ресурсы.
Не сложно быть отечественной компанией. Сложно работать на российском рынке. Сейчас все рынки в России на стадии формирования, как и сама экономика страны. Каждый месяц что-то меняется. Это неплохо, государство стремится найти лучшие формы экономики, но это очень болезненно для игроков на рынке. Падает покупательская способность. Люди боятся расставаться со своими накоплениями, поэтому наблюдается стагнация. Что касается работ с отечественными производителями, с учетом волатильности рубля с ними проще работать на российском сырье – заключив договор «в рубле». Так ты можешь быть уверен в будущем выполнении услуг по конкретным ценам. В этом смысле работать на российском рынке удобно и прогнозируемо.
Что скажешь об экспортном рынке?
Если брать рынок легкой промышленности, то на сегодня мы не дошли до уровня, чтобы создавать интересные условия для экспорта. Но ряд преимуществ все-таки есть.
Первое – за рубежом «российский производитель» воспринимается как бренд в отношении качества, в положительном смысле, разумеется. Доходит до того, например, что Китай просит увеличить надпись на продуктах питания «произведено в России».
Второй плюс – цена рубля, – относительно доллара стоимость труда стала дешевле, что существенно сократило себестоимость продукции.
Третий – на мой взгляд, сейчас государство ведет беспрецедентную политику с точки зрения поддержки развития экспорта. Субсидирование логистики, финансирование участия российских организаций во всевозможных иностранных выставках… Все очень серьезно поддерживается и Минпромторгом, и Минэкономразвития, в общем, правительством – как федеральным, так и на уровне регионов. Это, конечно, нужно делать, ведь потенциал страны гораздо выше, чем тот объем, который нам необходим для внутреннего рынка.
Сергей, расскажи про челлендж, который ты себе устроил в начале года.
Подводя итоги года, я сделал вывод, что читаю мало. В прошлом году ставил задачу прочитать 12 книг. Прочитал всего восемь… Чтение, как привычка не было «встроено» в жизнь. Я понял, что если снова поставлю цель, я ее не выполню, мы ведь ответственные только перед общественностью, а перед собой можем спасовать. Тогда я это сделал гласно, через свой аккаунт в инстаграм, заявив, что на протяжении квартала буду прочитывать (или прослушивать) одну книгу в неделю и выкладывать содержание на своей странице. Я даже не думал, что это станет челленджем. Но, начали присоединяться новые люди, появился хэштег #книгазанеделю. У всех возникал один вопрос – как это возможно?! На самом деле ответ был на поверхности. Я просто заметил, что в среднем аудиокнига занимает 6-8 часов и понял, что если тратить 1 час в день на прослушивание и 15 мин, на то, чтобы зафиксировать основные выводы, то это совершенно легко можно выполнить.