КОМБАТ-ТУРЫ
Обучение длиною в жизнь
Генеральный директор Фонда Развития Онлайн Образования, участник и официальный партнер Комбат-форума 2.0 в Хорватии Александр Купцов рассказал в интервью о том, почему умные люди вкладывают в онлайн. Как пошагово создать свой онлайн курс или открыть онлайн школу? Зачем бизнесу нужны корпоративные университеты? Какое будущее ждёт онлайн и сколько раз за свою жизнь нам придется сменить профессию?
Обучение длиною в жизнь
Генеральный директор Фонда Развития Онлайн Образования, участник и официальный партнер Комбат-форума 2.0 в Хорватии Александр Купцов рассказал в интервью о том, почему умные люди вкладывают в онлайн. Как пошагово создать свой онлайн курс или открыть онлайн школу? Зачем бизнесу нужны корпоративные университеты? Какое будущее ждёт онлайн и сколько раз за свою жизнь нам придется сменить профессию?
Блиц-вопросы Александру Купцову
Опиши себя в трех словах?
Страсть, честность, оптимизм.

Чем ты больше всего гордишься?
Семьей: детьми и суперкрепким союзом с женой, который мы пронесли со школы.

Сольная работа или командная?
Командная.

Сколько денег нужно для счастья?
Столько, чтобы твоя семья о них не задумывалась. Очень часто это небольшие суммы.

Какой твой любимый образовательный проект?
Лекторий МФТИ – проект, который мы делали в студенчестве. Оцифровывали лучших лекторов России, академиков, некоторых из которых уже нет в живых. Проект некоммерческий и сделан на века, его ценность будет только расти.

Твоя миссия по жизни?
У меня была разлука с командой и семьей, и я понял, что служу своему близкому окружению. Через счастье семьи и друзей я самоутверждаюсь. Если им хорошо, то и мне хорошо.

Что тебя заряжает?
Две вещи: успехи на работе и наблюдения за ростом детей, за их развитием.

В какой области ты считаешь себя экспертом?
В области онлайн образования для взрослых.

Твоя стихия?
Вода.

Твой девиз?
Нормально делай, нормально будет! Все проблемы из-за того, что люди делают не нормально. Ни разу не встречал ситуацию, когда человек делал бы свое дело искренне, и ничего не получал.
Как ты прогнозируешь рост онлайн-образования в ближайшее время? По исследованию Forbes к 2021 году рынок онлайн образования составит примерно 2,6% от общего рынка.

Я скептически отношусь к очному образованию, потому что очень редко видел качественное очное образование, которое выполняет именно образовательную функцию, а не мотивирующую. Сегодня за 5-10 тысяч рублей можно купить очень качественный и полезный онлайн курс, тогда как в очке таких цен не найти в силу больших издержек.

В офлайн не перспективно вкладываться, скоро все будут уходить в онлайн. Умные люди умеют считать деньги. Лучше не платить полмиллиона за один корпоративный день обучения, а купить курсы за несколько тысяч, по итогам которых можно будет оценить эффективность.
Мои прогнозы таковы:
Рынок отрегулируется, потому что есть спрос среди физических лиц, которые не все получили в вузах.
Тренд образования и саморазвития будет преследовать нас всю жизнь.
Технические специалисты должны будут поменять 3-4 работы за свою жизнь, потому что профессии будут отмирать, а люди будут замещаться роботами.
Будет популярна концепция Life Long Learning, то есть обучение всю жизнь.
Сейчас спрос на рынке со стороны физических лиц ярко выражен с сфере IT и DIGITAL, потому что у них все очень быстро меняется, и такие корпорации как Yandex, Mail.ru, Avito это подогревают в поисках сотрудников. Есть спрос со стороны корпораций, которые понимают, что онлайн – это выгодно, они создают свои корпоративные платформы и университеты.

Александр, ты – директор Фонда развития онлайн образования (ФРОО). Звучит серьезно. Судя по открытой статистике у тебя уже более 110 000 слушателей и более 120 экспертов. Это целый онлайн город, как ты пришел к таким результатам?

Я считаю, что эти результаты, с одной стороны, благодаря добросовестному подходу к работе, с другой стороны – это отражение надобности рынку. Когда ты делаешь важные вещи с ценностным предложением для людей и фокусируешься на этом, все получается.
• у нас очень масштабируемый бизнес, поэтому делать один курс или сто – это лишь вопрос правильных управленческих решений и организационных структур.
• некоторые виды работ можно делегировать на партнера и не делать это самому, особенно когда в команде есть очень замотивированный эксперт.
• каждый курс – это отдельный проект, который живет сам по себе.
Люди часто пытаются изобрести велосипед и выдумать уже давно придуманные правила игры по онлайн-курсам
Какие направления и возможности есть в современном онлайн-образовании?
1. Образовательные активы. Мы их создаем, продвигаем и зарабатываем. Это может быть школа, маленький или большой курс, где есть свой эксперт. Такой образовательный актив – самостоятельная единица.

2. Образовательный консалтинг. Мы проектируем корпоративные университеты, помогаем обучать сотрудников, то есть делаем курсы под ключ.

3. Акселератор. Сейчас на этой волне дикий бум, и мы тоже попробовали акселератор онлайн-школы. На рынке популярна тема EDTECH- education technologies . В обществе есть запрос, с одной стороны, на то, чтобы эксперты делились своими знаниями, а с другой стороны – каждый из нас в чем-то эксперт и может поделиться информацией, коммерциализировать знания. Сейчас любой человек может записать видео или открыть вебинарную комнату. Но люди часто пытаются изобрести велосипед и выдумать уже давно придуманные правила игры по онлайн-курсам. Наш кейс в том, что мы впервые запустили онлайн-акселератор для экспертов или людей, которые хотят сделать свою онлайн-школу. Мы обучаем этих людей, а самым крутым предлагаем софинансирование и методическую поддержку. Потому что нет смысла делать онлайн школу с нуля. Есть смысл делать это с партнером.

4. Спецпроекты. Мы экспериментируем и, например, создаем курсы для мам. Есть история, когда мы делаем курсы не для новичков, а для середничков. Также вокруг онлайна много IT-историй, поэтому есть история про IT-симулятор. Ты симулируешь какую-либо практику, например инвестиционную игру.
Для запуска любого онлайн курса нужны деньги, поэтому мы создали краудфандинговую платформу и теперь можно рассматривать онлайн курс, как объект для инвестиций, потому что маржинальность курса иногда больше, чем акции. Можно вложиться в любой курс или сделать совместный «портфель» по любой тематике, например, курсы по кибербезопасности. Сейчас мы можем принимать инвестиции от частных лиц с понятным графиком дивидендов. Так же и с экспертами. Если они вкладываются своим временем и ресурсами, а мы – своими, то получается соинвестиция, а потом делится общая прибыль.
Прохождение онлайн курса – это лакмусовая бумажка: человек хочет и готов развиваться
Можно ли инвестировать в онлайн образование?

Да, от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, потому что один курс стоит около 2 миллионов. В таком случае инвестор владеет весомой частью контента и прибыли.

Это интересно
Государство, не без помощи нашей команды, учредило платформу национального онлайн образования, где сейчас почти 500 тысяч слушателей, 8 вузов и есть разные курсы.
Появился приоритетный национальный проект «Цифровая образовательная среда».
Недавно в законодательстве сформулировали «что такое онлайн-образование», требования к нему.
Прогресс онлайн-образования в нашей стране выше, чем в Европе или Штатах и вот почему:
В Штатах всё ещё во многих местах пользуются чеками и нельзя оплатить картой. У нас можно оплатить или картой, или же перевести деньги на сбербанк онлайн. Инфраструктурно Штатам сложнее перестраиваться как с финансами, так и с онлайном. На западе коллеги работают на старых системах по старым технологиям, зато, когда мы решили воплотить онлайн, то взяли все самое лучшее на рынке. Мы сильнее многих игроков в Европе, а на законодательном уровне с господдержкой мы одни из самых сильных в мире. Яркий пример – Китай, где, если сказали, что онлайн образование – это тренд, то все сразу повернули туда голову. В онлайне мы точно не страна третьего мира.
В Штатах всё ещё во многих местах пользуются чеками и нельзя оплатить картой. У нас можно оплатить или картой, или же перевести деньги на сбербанк онлайн. Инфраструктурно Штатам сложнее перестраиваться как с финансами, так и с онлайном. На западе коллеги работают на старых системах по старым технологиям, зато, когда мы решили воплотить онлайн, то взяли все самое лучшее на рынке. Мы сильнее многих игроков в Европе, а на законодательном уровне с господдержкой мы одни из самых сильных в мире. Яркий пример – Китай, где, если сказали, что онлайн образование – это тренд, то все сразу повернули туда голову. В онлайне мы точно не страна третьего мира.
Как следить за трендами и выбирать экспертов?

Мне важно, чтобы эксперт был топовым. Это гарантирует, что он скорее окупится, чем нет. Важно, чтобы эксперт был востребован, для сбора первых заявок из соцсетей.

Что касается тем, то раньше мы работали в IT. Сейчас в этой сфере высокая конкуренция и денег там становится все меньше и меньше, особенно с учетом выхода курсов от крупных корпораций.

Акселератор я создал как раз, чтобы «пощупать» аудиторию и их интересы. Одна из целей в стратегии развития ФРОО – попробовать работать условно «на всем подряд». Есть вещи прибыльные, есть вещи «для души». Когда я вижу, что какие-то мамочки продают за 15 тысяч рублей вебинары-трансляции через «перископ» про то, как красить ногти, и их покупают, а у меня за 15 тысяч рублей проходят курс, на который я потратил миллионы рублей, у меня от этого некий диссонанс, поэтому я не готов отвечать, что популярно, а что нет. Я готов пробовать. Мы делаем отдельно IT, отдельно бизнес, курсы с Максимом Батыревым, платформу с братьями Чурановыми. У нас есть эксперимент для мам, где в теории я очень хочу, чтобы мама купила все курсы. Потому что маме интересно всё. Мы много экспериментируем, и когда я прощупаю, просканирую рынок, мы будем принимать решение, куда больше или меньше инвестировать.
5 принципов Александра Купцова, как руководителя
1
Доверие
2
Люди и личные отношения важнее денег
3
Долгосрочное партнерство
4
Готовность учиться и толерантность к изменениям
5
Оптимизм и движение вперед – нужно все время бежать, чтобы быть на шаг впереди
Что получает человек по итогам курсов?
Вопрос сертификации – у человека в голове. После всех курсов, чаще всего, человек получает красивый диплом А4, который дает понимание, что человек в тусовке, был на мероприятии, у него есть определенные ценности. И так будет продолжаться, потому что особого спроса на курсы повышения квалификации не так много. У кого-то есть трепет перед государственными бумажками, но сейчас спрос все меньше и меньше. У меня скоро будет образовательная лицензия, чтобы отвечать на периодически возникающие вопросы компаний, но это не самоцель. Гораздо круче, когда у тебя просто есть бумажка, бренды, название курса и что ты умеешь. На собеседовании сертификат не дает понимание о том, что ты знаешь, а вот если человек прошел онлайн курс, то он:
• самозамотивированный, то есть его никто не принуждал;
• заплатил свои деньги и держал себя в тонусе месяц и это показатель крутой организации и саамомотивации.
Скорее прохождение онлайн курса – это лакмусовая бумажка: человек хочет и готов развиваться. Людям не всегда нужны сертификаты, хоть мы и готовы выдавать их каждому.

Расскажи, как создается онлайн курс?

1
Мы решаем, что тема актуальна (например, IT, менеджмент, продажи), и на ней можно заработать. Находим эксперта через книги, конференции, поисковики, и выходим с предложением о сотрудничестве. Больше чем в половине случаев эксперту тоже интересно.

Во втором случае мы встречаем интересных людей на бизнес-встречах, и уже там рождается идея сделать совместный курс. Все начинается с базового желания «сделать что-то». Человек никогда не бывает экспертом в чем-то одном, поэтому на первом этапе важно найти «замотивированного кого-то».

2
Мы понимаем, какие рынок и потребность дают возможности для эксперта или корпорации. Внимательно изучаем популярность, запросы в Google, проверяем, есть ли уже аналогичные курсы в России или за рубежом. Какая там аудитория, какие цифры и отзывы. Это про востребованность. Мы анализируем со своей стороны, эксперт или компания – со своей и вместе приходим к общему выводу. Затем мы всё фиксируем в специальном документе, где прописываются цели, описание, целевая аудитория, понимание уникальных предложений. И начинаем этап активного знакомства с экспертом.

3
Проходит тестовая съемка. Она нужна для знакомства со студией. Довольно стрессово, когда на тебя светит прожектор, ты в этот момент должен смотреть в точку, у тебя там суфлер, и ты не можешь двигаться. Нужно время, чтобы привыкнуть, поэтому знакомство – это обязательный этап для спикера.

4
Далее методист обучает эксперта тому, как правильно работать в онлайне. Есть обратный педагогический дизайн, когда мы сначала думаем о результатах обучения, о том, как мы их достигнем, через какой контент. Это огромная матрица, на неё уходит много времени, но у всех идеально все выкристаллизовывается в голове, и по факту мы приходим к программе со всеми видео.

5
На следующем этапе эксперт пишет для каждого видео текст. Мне, например, проще написать текст в полуразговорном стиле и потом, отключив голову, читать и свободно жестикулировать. Есть те, кому не нужны тексты и они идеально произносят пятиминутную речь из головы. Я такими людьми восхищаюсь! В идеале, после написания текстов, методисты все правят, делают презентацию.

6
Видеопроизводство. За три дня записывается весь курс. И если идти по такой идеальной технологии, то это очень дешево. Почти все наши методисты работают дистанционно, видеопроизводство с нулевыми правками – это идеальная история. На самом деле из-за того, что некоторые эксперты очень занятые, мы идем на компромиссы: приезжаем в другой город, даем эксперту свободу действия в кадре, но потом дольше монтируем. Это сложная, дорогая и непредсказуемая схема, хотя мы достаточно мобильные и гибкие. Но даже дорогая работа видеоператоров и моушен-дизайнера окупается. И если раньше я думал, что важен только контент, то сейчас я понимаю, что важна и обложка, которая создает WOW-эффект.

7
На этапе монтажа происходит доработка заданий, тестов, практики, симуляторов. Самое простое: придумать по 5 вопросов на каждое видео. А можно придумать полноценный курсовой проект.

8
У нас готово видео и практика. Мы грузим этот материал на какую-либо платформу и дальше нанимаем несколько десятков бета-тестеров, которые проходят курс от начала до конца и регистрируют там «косяки». Команда разработчиков за полгода может устать от проекта и не заметить каких-то огрех. Некоторым крутым тестерам мы платим, есть и волонтеры, которым это просто интересно. Есть те, кто только смотрит видео или только проходит практику.

9
Теперь мы на этапе запуска. Вместе с экспертом мы планируем рекламную кампанию, вплоть до того, что через курсы продаем товары компании, вовлекаем и продвигаем бренды.

10
Поддержка проекта – это вечная история, его жизнь. Часто уже после рассылок и анонсов оказывается, что целевая аудитория не та, и сидит она не там. Тогда начинаются эксперименты с маркетингом, с лэндингом, с продажами. Поддержкой проекта занимается около 15-20 человек. Всегда есть руководитель проекта, директор по продажам, директор по маркетингу, директор по методической поддержке, продавцы. Это масштабируемая история. И когда курсов в пять раз больше, то и команда должна быть в пять раз больше. На каждый эксперимент, каждую итерацию уходит время, около 7-14 дней. Иногда проходит три месяца, прежде чем курс выстреливает. Это средний период, чтобы проект «встал на рельсы».
У меня есть личная планка – отбивать инвестиции, вложенные в курс, например миллион рублей, менее чем за год. Иногда проще вернуть деньги, закрыть проект и сделать новый, уже без риска.
Какая команда нужна для непрерывного создания и поддержки онлайн курсов?

Она достаточно распределенная. Я управляю не только фондом, но и общаюсь с некоторыми подрядчиками. Если взять всю команду, то нас 50 человек и 1/4 – это производство, ¼ – это поддержка и запуск, ¼ – это маркетинг и продажи, ¼ - это IT.

У меня есть несколько подрядчиков по видеопроизводству. Отдел методистов – это вдумчивые девочки, которые любят все делать хорошо. У них тоже свой большой отдел. Отдел поддержки поддерживает все курсы на всех платформах и занимается учебным сообществом. Учебное сообщество – это большая работа, постоянное вовлечение, участие в экскурсиях, например, в Яндекс, организация выпускных. Есть отдел маркетинга, продаж и 4 руководителя программ. Есть IT- разработка – лэндинги, онлайн платформы. Своей у меня нет, но есть партнерские отношения с разными платформами.

Последние полгода я занимаюсь стратегией, потому что от операционки я разгрузился. Сейчас речь о стратегии, о развитии новых партнерств. Приходят большие проекты, которые стоят по несколько миллионов рублей, поэтому нужно считать и взвешенно принимать решения.
Средний возраст сотрудников ФРОО – 26 лет.
Как мотивируешь коллег? По каким принципам живут твои люди?

Сейчас такое поколение, которому не нужны машины и квартиры. Ценность денег снижена. Им интересно делать то, от чего чувствуешь драйв. Это все про бирюзовые организации и про доверие. Это серьезные люди, которые с большой ответственностью готовы работать столько, сколько хотят. С молодежью работать легко, так как она очень гибкая, но топов нужно растить снизу. Хотя у меня есть и специалисты с рынка: директоры по продажам и маркетингу, которым 31 и 32 – тоже молодые и гибкие.
Я уверен, что менеджеры и предприниматели будут всегда, но ещё уверен, что, как и нашим сотрудникам придется поменять несколько работ, так и нам придется поменять несколько бизнесов, потому что будет меняться мир вокруг нас.
Расскажи о наставниках. Откуда ты черпаешь знания?

Сейчас такое поколение, которому не нужны машины и квартиры. Ценность денег снижена. Им интересно делать то, от чего чувствуешь драйв. Это все про бирюзовые организации и про доверие. Это серьезные люди, которые с большой ответственностью готовы работать столько, сколько хотят. С молодежью работать легко, так как она очень гибкая, но топов нужно растить снизу. Хотя у меня есть и специалисты с рынка: директоры по продажам и маркетингу, которым 31 и 32 – тоже молодые и гибкие.

Как ты перезагружаешься?

Я нашел хобби в яхтинге, недавно был на Комбат-форуме 2.0. в Хорватии, а перезагрузку – в семье. В том числе отдыхаю на работе, так как работа любимая и самая лучшая. Даже после стрессовых моментов происходит успех, и это заряжает. Люблю спорт, плаваю и играю в баскетбол с друзьями.

Чем ты можешь быть полезен для бизнеса?
1. Для экспертов мы можем сделать онлайн школу, которая даст 4 вещи: продвижение личного бренда, продвижение своих услуг/книги и пр., работу с учебным сообществом и формирование вокруг себя интересующихся людей, а также пассивный доход. В лучших курсах на коллектив преподавателей зарплата составляет около 300-400 тысяч рублей в месяц, но лучше эти деньги реинвестировать в маркетинг.

2. Для топов и собственников мы можем разработать любые онлайн продукты, которые будут решать их задачи. Это может быть обучение его сотрудников в корпоративных университетах или онлайн-инструменты, чтобы развить бизнес с использованием онлайн-технологий.

3. Мы можем делать курс вокруг платного продукта. С одним из комбаттуровцев мы планируем сделать курс по кофе, в который зашьем кофейные наборы.

4. Для HR. Делая массовые курсы, можно получать доступ к базе слушателей, решать кадровые задачи и находить стажеров.

5. Для инвесторов. Получать прибыль с онлайн школ. Ты инвестируешь свое время и деньги (или только деньги), потом все отбивается и приносит пассивный доход, который можно тратить на новые программы.
Книга, фильм, приложение и онлайн-курс для руководителя?

Любимые книга и фильм – «Крестный отец»

Приложение – Telegram

Онлайн курс для руководителя – по личным финансам (со ссылкой). Это полезно, это учит контролю и осознанности действий, позволяет думать. Если у тебя порядок в финансах, внутри семьи и в голове, у тебя порядок внутри компании. Если ты обучаешь сотрудников финансам, вероятность того, что им будет хватать текущей зарплаты – это факт, их будет радовать мысль, что их руководитель заботится о них, они будут с пониманием относиться к деньгам компании, как к своим.
ТОП-3 места на планете Земля, которые нужно посетить
Америка. Но это не туризм, а какая-то новая реальность
Остров Русский во Владивостоке и его дикая природа
Барселона, Испания
Твоё главное знание.

Я вижу тренды на Западе, вижу как люди, которые прошли курс за 30 000 рублей повышают свою зарплату в два раза или переводятся жить в Лондон. Когда такие сильные социальные лифты работают, есть понимание, что ими управляет знание. Нужно быть готовым к изменениям и жить в концепции Life Long Learning.

Я уверен, что менеджеры и предприниматели будут всегда, но ещё уверен, что, как и нашим сотрудникам придется поменять несколько работ, так и нам придется поменять несколько бизнесов, потому что будет меняться мир вокруг нас.

Беседовала Юлия Сологубова.

Вы можете стать героем интервью!
Пишите нам на почтовый адрес pr@kombat-tour.ru