А в бизнес-консультировании?
Внимательность к людям и деталям. Это, конечно, нелёгкая задача, но бизнес-консультант должен безошибочно уметь определять точку, в которой сейчас находится компания, а также уровень развития ее систем и процессов, понимать рынок и конкурентное окружение, анализировать, каких компетенций не хватает сотрудникам, и выстраивать диалог с командой. Ты должен стать авторитетом для команды и суметь завоевать доверие собственника, иначе не получится достичь результата. Только таким образом можно сделать следующий шаг.
Сегодня рынок консультирования наполнен разными специалистами, поэтому важно понимать, кто твой партнер по консалтингу и какая школа мастерства за ним стоит.
Бизнес-консультант должен разбираться в людях, понимать, на своём ли месте они находятся, что сдерживает развитие компании. К сожалению, часто людей ограничивают страхи, стереотипы и лень. Я трижды приходила в разные крупные холдинги и трижды с этим сталкивалась. «Мы это не сможем», «это не про нас», «наш продукт там не востребован» – так звучат работающие вперемешку со стереотипами страхи. Они появляются, когда люди давно работают в компании и был пережит неудачный опыт. Ну а дальше включается лень: «а зачем нам это делать, нам и так зарплату платят», «это надо встать, куда-то ехать, с кем-то договариваться»... Я противник этих составляющих в бизнесе – страха, стереотипов и лени.
Мне дважды говорили, что я пришла на расстрельную должность. И это серьезная ошибка компании, раз такое выражение допустимо в коллективе. Дважды это было сказано, и дважды я показывала результат, надолго закреплялась и достигала роста показателей. В моей практике был случай: я приехала в маленький городок Армавир проверять территорию, а один из сотрудников компании встретил меня словами: «У нас директора меняются каждый год, и вас через девять месяцев не будет. А я здесь сижу уже пять лет». Через год, когда у нас была конференция в компании, мы встретились с тем человеком, и ему осталось только опустить взгляд. Я не скажу, что это вызов, но это закаляет, а когда это видят сотрудники, они сплачиваются и понимают, что не имеют права разорвать цепь, сколько бы лет они там ни работали и какие бы ситуации ни переживали. Моя задача как раз и состоит в том, чтоб скрепить все звенья и чтобы машина (компания) работала без остановок. Это трудно, но именно от этого я получаю профессиональное удовольствие.
Страхи, стереотипы и лень можно убрать в команде?
Конечно! Правда, бывает, команда сопротивляется. В таком случае я применяю разные инструменты, в том числе объясняю, что есть задача и надо ее решать, а если мы будем стоять на месте, то рано или поздно нас поглотят. Сегодня стоять на месте вообще нельзя ни в личном развитии, ни в профессиональном. Если мы хотим жить и развиваться, то мы должны постоянно работать над собой и быть в движении. В замершем состоянии компания пойдёт ко дну. Вот это я и объясняю людям. Не все выдерживают. Это как в тройке лошадей: если одна лошадка прихрамывает, её заменяют более быстрой лошадью. Все должны бежать вместе: в одном темпе, в заданном направлении, чтобы грамотно выстроенной тактикой достичь стратегическую цель – из точки А перейти в точку Б. Ну, это уже опыт.
Работа бизнес-консультанта с командой – это долгосрочные проекты?
В моем опыте это короткие спринты, т.к. я не планирую заниматься только этим. Бизнес-консультирование – это когда ты позанимался и отключился, а бизнес-сопровождение – это уже система. Встреча с командой на тренинге или стратегической сессии – это короткие спринты, а работа с собственниками по стратегии – это уже более длительные и интересные задачи. Я не получаю от спринта профессионального кайфа, поэтому внимательно перебираю и присматриваю долгосрочный проект.