КОМБАТ-ТУРЫ
.

Владимир Мартусь

Строитель и капитан парусного фрегата «Штандарт».
Руководитель некоммерческой организации проекта «Штандарт»
Строитель и капитан парусного фрегата «Штандарт».
Руководитель некоммерческой организации проекта «Штандарт»

В октябре 2018 года Комбат-туры прошли на «Штандарте» вдоль северных берегов Франции через Бискайский залив. Чему может научиться предприниматель в таком переходе? Сколько денег и какие качества нужны для строительства парусника? Почему нельзя свистеть и бриться на борту?
Под воображаемый шум Атлантики и поскрипывание деревянных мачт читайте интервью с капитаном легендарного Штандарта» Владимиром Мартусем о том, как мечта превратилась в парусный фрегат, через какие препятствия пришлось пройти, и какой амбициозный проект Капитана готов к новому старту.

Охарактеризуйте себя тремя словами.

Романтик. Капитан. Свободный человек.

Ваш девиз?

Мечты прекрасны воплощением!

Какие качества должны быть у капитана Штандарта?

Понимание корабля, понимание экипажа, понимание погоды, дружелюбие и такт.
Владимир Мартусь - капитан Штандарта
Капитан фрегата «Штандарт» Владимир Мартусь
Кодекс матроса «Штандарта»?
• Желание увидеть что-то новое, улучшить себя и этот мир
• Уважение к кораблю и к тому, что сделано другими
• Интерес к морю и парусному делу
• Желание общаться с людьми
Что самое опасное в длительном плавании?

Скука. Поэтому выбираем такие места, чтобы было не скучно. Например, в следующем году отправимся в Севилью, там мы ещё не были.
Свистеть на корабле не принято, потому что насвищешь ветер, когда он не нужен
Свистеть на корабле не принято, потому что насвищешь ветер, когда он не нужен
Чем можно разнообразить морские переходы?

Хорошо, когда кто-то с музыкальными талантами или с задатками клоуна. То есть, человек, которому нравится развлекать других. Волшебно, когда в переходе оказывается один, двое таких ребят. Потому что всё надо делать с желанием. Если у человека есть желание пошутить, похохмить, других развлечь, посмотреть, как другие смеются, это здорово. Без желания – очень трудно. Иногда приходится самому выполнять эту функцию.

А есть ли какие-то приметы у моряков?

Примет достаточно много.
Первая и, наверное, самая главная, – в морском флоте никогда не говорят безусловно, что корабль придёт туда-то. Все моряки суеверны. Сглазить – это сказать, что корабль придёт в точное место и в точное время. Тысяча и одна причина, почему это не случится: и погода, и мели, и все что угодно. Поэтому всегда говорят: «Мы полагаем прийти» , и даже в официальных документах всегда пишут: estimated time of arrival, и никогда не пишут: time of arrival.
Свистеть на корабле не принято, потому что насвищешь ветер, когда он не нужен.
Из древних примет, моряки в море не бреются.
Владимир Мартусь - капитан Штандарта
Фрегат «Штандарт»
Сколько времени потребовалось, чтобы воплотить мечту о «Штандарте» в реальность?

От мечты 1989 года до спуска на воду в 1999 году… 10 лет.

Как строился «Штандарт»?

Первая мысль была: в Петербурге должен быть большой и красивый корабль. Вторая мысль, что мы не знаем, как его построить. Третья, что надо набраться опыта, поэтому нужно сделать что-то поменьше. Потом было строительство шхуны Святой Петр и полгода в Петрозаводске на верфи. Потом 4 года хождения по европейским морям. В 94-м на шхуну удалось найти покупателя, а на сэкономленные деньги начать строительство «Штандарта». С 96-го только удалось привлекать спонсоров. Команда росла и каждый год удваивалась. Начинали втроём. Потом нас было 6, потом 12.

Сколько было волонтеров?

Команда, которая работала по кораблю плотно перед самым спуском – 60 человек. И человек 200-300 волонтеров, приходивших в свободное время. Несколько тысяч человек прошли через строительство. Когда в центре Питера стоял корабль, народ приходил и спрашивал: «Чем можно помочь прямо сегодня?»
По чьим чертежам сделан Штандарт?

В 1988-м году Государственный Эрмитаж заказал исследование истории Штандарта, и историк Виктор Крайнюков три года провел в архивах, собирая информацию. Чертежей Штандарта он тогда не нашел, зато модели похожих кораблей остались. Штандарт был первым в серии из 9-ти кораблей. Было много ремонтных описаний и описаний, связанных с судьбой парусника. Ообъединив все эти записи, Крайнюков воссоздал облик корабля. Недавно историки нашли чертежи прообраза Штандарта, и удивительно насколько все совпало.
Корабль сам по себе, даже без моего участия, привлекает хороших людей, а плохие люди, если и появляются, здесь не задерживаются, корабль их отталкивает
Корабль сам по себе, даже без моего участия, привлекает хороших людей, а плохие люди, если и появляются, здесь не задерживаются, корабль их отталкивает
Какие препятствия у вас возникали на пути к мечте?

Самое стандартное, поначалу, это дефицит средств. Хотя это настолько обычное, что даже и препятствием не назвать. Если были бы деньги, то это уже была бы не мечта, а работа.
Трудно было собирать материал – лес. Хотелось сделать из качественного леса, из дуба, но просто купить его было невозможно. Приходилось искать санитарные рубки, договариваться с парками, с лесниками, искать какие-то ветровальные. Для нас любой шторм был радостью, если несколько дубов свалило. Мы их забирали. То есть это была напряжённая работа.
Мы задавались вопросом, что же было у корабля внутри. Но это не препятствие, а интересная работа. Проектирование современных систем – тоже интересная задача, челлендж. Как сделать, чтобы все работало, и тьфу-тьфу-тьфу, вроде бы, получилось.
То есть, на пути строительства все было очень позитивно.
Владимир Мартусь - капитан Штандарта
Рында на борту фрегата «Штандарт»
С чем бы сравнили Штандарт?

Машина времени – очень хорошее слово. Деревянный магнит – тоже хорошее слово. Корабль сам по себе, даже без моего участия, привлекает хороших людей, а плохие люди, если и появляются, здесь не задерживаются, корабль их отталкивает. И это видно, на самом деле, это работает, т.е. команда остается с чистыми отношениями.
Коммерциализация нам не грозит. Народ, у которого материальные ценности на первом месте, не приживается на Штандарте. Тут все больше о саморазвитие, о личных качествах, романтике. Мне это так представляется.

Чем вас лично обогатил Штандарт за 18 лет?

Сложный вопрос. Понимаю, что нельзя останавливаться, что каждый день надо двигаться вперед. Самому расти и помогать другим.
Верю в парусники. Верю, что энергию ветра в нашем мире надо использовать…
Верю в парусники. Верю, что энергию ветра в нашем мире надо использовать…
Какие трансформации Вы наблюдаете, работая со взрослыми на борту?

Частенько народ приходит в настроении показать, какие они крутые, что они все могут. Потом видят, что надо демонстрировать это не словами, а делами.
Когда доходит до дела, то не все соответствуют тому, как они представляли вначале. Трансформация – это переход от словесного, условно скажем, хвастовства, до того момента, когда человек на самом деле берется и осваивает новые вещи, которые прежде никогда не делал. И потом новым знанием может делиться с новыми поколениями. У тех, кто долго на Штандарте – всегда появляется педагогический дар.
Владимир Мартусь - капитан Штандарта
Команда участников «Комбат-туры» на борту фрегата «Штандарт»
Какая теперь мечта у вас на очереди?

Мне хочется ходить далеко в моря, мне хочется пройти кругосветку. Мне хочется посмотреть мир в более широком масштабе, ну и себя показать. Для этого, верится, что корабль – хорошее средство по опыту и шхуны Святой Петр, и Штандарта. Хочется еще как минимум один корабль, а может и несколько, но уже другого класса – океанского. Верю в парусники. Верю, что энергию ветра в нашем мире надо использовать. Поэтому мечта – строить чайный клипер, чтобы на нем можно было ходить через океаны. Чтобы можно было на нем возить грузы, а не просто так туда-сюда мотаться. И это больший масштаб для сбора хорошей команды.
Верю в то, что у деревянных кораблей своя особая душа. Новый корабль будет композитный: скелет корабля железный, а обшивка из толстого дерева.

Как будет называться корабль?

Каким будет финальное название, пока не знаю, потому что еще будем искать генеральных партнеров. Но делать будем историческую копию чайного клипера Катти Сарк, потому что это очень звучное имя. Регате Катти Сарк порядка 50 лет. Все учебные парусники и все моряки-практиканты участвовали в международной регате учебных парусников, которая называлась Катти Сарк. Это символ романтического отношения к морю. И хочется это имя снова вернуть на карту.

Что будете перевозить?

Чай, кофе, ром, шоколад.

Что нужно для исполнения вашей мечты?

Брать и делать. Иногда это непросто. Много психологических проблем, ты не всегда уверен, что это нужно кому-то вокруг тебя. Но когда видишь, что людям нужно, тогда проще.

На какой стадии сейчас проект?

Сейчас мы делаем проектную документацию, разрабатываем чертежи и готовим их к одобрению морскими властями. После этого начнем собирать деньги, то есть стадия еще начальная.
И у корабля, и у бизнеса есть курс, и политика, и команда, которую нужно содержать. Корабль можно сравнить с отдельной страной, потому что есть свои писанные и неписанные законы, и приграничные государства, в которые ты приходишь и с которыми нужно общаться, и дисциплина
И у корабля, и у бизнеса есть курс, и политика, и команда, которую нужно содержать. Корабль можно сравнить с отдельной страной, потому что есть свои писанные и неписанные законы, и приграничные государства, в которые ты приходишь и с которыми нужно общаться, и дисциплина
Какая помощь может быть полезна сейчас?

Рассказывать, что есть такая мечта, что будет такой корабль. Хотелось бы найти территориальных партнеров для строительства корабля, для хождения в море и экологичной перевозки грузов. Есть еще одна из плоскостей, в которой будем использовать Катти Сарк – это представительство в дальних городах и странах, на дальних континентах. Когда можно прийти с кораблем, встать у причала, открыть его как музей, пустить публику, призвать журналистов. И, может быть, бизнес-партнеров, клиентов, чтобы это было в какой-то степени бизнес-представительство. На эмоционально позитивно заряженном уровне.

Сколько денег нужно, чтобы построить корабль?

Мы пока оцениваем от 12 до 18 миллионов евро. В период строительства Штандарта научились экономить. Можно делать экономично и качественно, например, не тратить деньги впустую на заборы вокруг верфи, когда можно доверять людям.

На чем можно сэкономить?

Не тратить деньги впустую на такие вещи, без которых можно обойтись. Например, заборы ставить вокруг верфи, когда можно людям доверять. Сейчас трудно рассказать…
Владимир Мартусь - капитан Штандарта
Фрегат «Штандарт»
Корабль можно сравнить с бизнесом?

Это очень расхожее сравнение, потому что и у корабля, и у бизнеса есть курс, и политика, и команда, которую нужно содержать. Корабль можно сравнить с отдельной страной, потому что есть свои писанные и неписанные законы, и приграничные государства, в которые ты приходишь и с которыми нужно общаться, и дисциплина. Финансовый мир корабля тоже сравним с отдельным государством.

Чему может научиться предприниматель в море?
• На корабле можно научиться некому аскетизму, и тому, что даже в аскетичном быту есть удовольствие, и, я даже не побоюсь слов: счастье, удовлетворение. Мне кажется, что на земле много ненужного. Не буду говорить «роскоши», но то, без чего можно обойтись.
• Общению с людьми и науке доверять.
• Умению делегировать, то есть буквально с первого момента, когда человек чему-то научился, он на корабле руководитель к новичков.
• Пониманию ответственности за себя, за свои действия, за корабль. Это очень важная вещь. Для молодых ребят и для детворы – это особенно важно, но и для зрелых гостей – предпринимателей – тоже.
#советы_для_путешествия
Чтобы впечатлиться тем, что человек может сделать – Мон Сан Мишель, монастырь на острове, построенный недалеко от французского города Сан-Малою. И там же, на уровне чуда природы, отлив на 19 метров в высоту дважды в день. Стоит понять, насколько океан силен.
На меня очень сильное впечатление произвели 7 островов под Мурманском. Я очень давно там был. Наш дикий Север без людей, без всего, построенный неведомо когда… там маяк, который почти сотню лет морякам показывает путь-дорогу. Там понимаешь себя.
Не надо бояться мечтать и не надо бояться рассказывать про свои мечты
Не надо бояться мечтать и не надо бояться рассказывать про свои мечты
#про_книги
Любимая и она же политически-заряженная – это Стругацкие «Обитаемый остров». Меня поражает, насколько в 57-60 году они угадали карту сегодняшнего мира. Страшно, но они угадали, я перечитываю. Из полезного, конечно, Генри Форд «Мои жизненные достижения». Жизненные установки во многом оттуда.
#про_фильм
Почти каждую неделю мы смотрим «Хозяин морей» и «Тот самый Мюнхгаузен». Подвиг каждый день.
Владимир Мартусь - капитан Штандарта
Капитан фрегата «Штандарт» Владимир Мартусь
#про_принципы
Вы немножко Генри Форда с его принципами затронули. Расскажите о своих главных принципах, по которым живете, трудитесь.

Они практически все оттуда. Делать дело, которое нужно людям в более широком смысле. И то, что делаешь, должно приносить удовольствие. Делиться тем, что знаешь, мотивировать людей вокруг себя. Познавать и делиться.
Я, наверное, не очень хороший бизнесмен. Поэтому какими-то деловыми принципами поделиться не получится.

Поделитесь сокровенным знанием. Той главной мыслью, с которой вы идете по жизни и которую хотели бы донести до каждого человека.

Не надо бояться мечтать и не надо бояться рассказывать про свои мечты. Когда много людей мечтают об одном, мечта начинает материализовываться.

Беседовала Юлия Сологубова

Фото: Юлия Сологубова
Верстка: Евгения Новикова

Если вам понравилось это интервью, вы хотите принять участие в новом проекте капитана Штандарта или стать участником интервью, напишите нам pr@kombat-tour.ru

Перейти в каталог туров >>